Friday, July 27, 2007

Ретро-порно

Шестая экранизация классического любовного романа

Фильм Паскаль Ферран “Леди Чаттерли” поставлен по знаменитому роману Дэвида Герберта Лоуренса, запрещенному без малого сто лет назад за воинствующую безнравственность. Новая экранизация получила в прошлом году пять национальных французских премий “Сезар”. У нас фильм вышел на экраны ограниченным прокатом и оскорбить современного зрителя не способен, только усыпить.

Награды “Леди Чаттерли” интригуют и заставляют смотреть фильм доброжелательными глазами. Думаешь, французские академики знают толк в кино, а национальный кинематограф находится не в таком затруднительном положении, когда вручить “Сезаров” некому. Но даже самые доброжелательные глаза к концу трехчасового фильма предательски слипаются. Слишком длинны прелюдии к каждой из трех больших эротических сцен.

Роман Лоуренса “Любовник леди Чаттерлей” рассказывает о том, как жена раненного ниже пояса во время Первой мировой войны владельца шахт и прекрасного поместья нашла свое счастье в любви с его слугой-егерем. Он возбудил в ней не только страсть, неведомую ей в прежних — до замужества и после — любовных опытах, но и желание жить естественно, в гармонии с собой и природой, а не ради успеха и денег, как было принято у людей ее круга. Социальное неравенство мешало их счастью, но в перспективе было преодолимо. В философии Лоуренса физической стороне любви уделяется исключительное внимание, но роман не только о ней. Он вообще о том, как люди должны жить.

Однако в общественном сознании роман Лоуренса сохранился именно как эротический. И Паскаль Ферран этого представления не разрушает, игнорируя мировоззренческий пафос писателя, которого хочется назвать моралистом, ведь он не просто подробно описывает секс, но и настойчиво учит, как им надо заниматься. Режиссер исключает из фильма и всю романную психологию: противостояние мужа и любовника, отношения героини с семьей и друзьями, нездоровую привязанность больного к сиделке, одиночество егеря, слишком нежного для рабочей среды.

Фильм делался ради эротических сцен, снятых действительно свежо, не как принято в сегодняшнем кинематографе. Обворожительная Конни Чаттерлей (Марина Хэндс такая нежная, что не вручи ей “Сезара”, наверняка бы расплакалась) и егерь Паркин (коренастый и волосатый всем телом исключая макушку актер Жан-Луи Куллок) занимаются любовью на экране медленно, застенчиво и натуралистично. И ради демонстрации такого старомодного секса и таких не отшлифованных фитнесом и не скорректированных силиконом тел фильм и снимался. Но когда любовники бегают под дождем голыми или украшают полевыми цветочками волосы между ног, не все зрители умиляются, некоторым смешно.

Между этими достойными экрана занятиями герои долго-долго бродят по лесу и медленно-медленно снимают с себя многочисленные одежды. В общем, за что вручили призы художнику по костюмам и оператору фильма — понятно, а вот почему “Сезара” получил сценарист, а также сам фильм, просмотр “Леди Чаттерли” не проясняет.

Все же от французов, традиционно серьезно относящихся к физической стороне любви и подаривших миру слово “адюльтер”, ждешь откровений. Но в старом романе Лоуренса куда больше пыла и страсти, чем в его новой экранизации.

Источник: Ведомости, 26.07.2007

Labels:

0 Comments:

Post a Comment

<< Home